Счетчик посещений

Сегодня57
Вчера69
На этой неделе689
В этом месяце2119
Всего48733

Ваш IP : 184.73.104.82 Вы используете: Unknown - Unknown 21.12.2014 15:17

Кто в онлайне

Гостей : 4 гостей в онлайне Пользователей : Нет пользователей в онлайне
Модуль разработан CoalaWeb

70 лет Великой Победы

Педсовет по ФГОС

Тема педсовета «Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном учреждении»

План проведения:

  1. Организационный момент.

  2. Анкетирование.

  3. Презентация «Компетентностный подход и проблемы его реализации образовательном процессе».

Выступление зам. директора по УВР Сахаровой Г.Г.

  1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

Выступление учителя начальных классов Камановой Н.В.

5.Компетентностный подход в обучении обществознания как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Выступление учителя обществознания Халуевой В.А.

  1. Групповая работа:

Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы и какова роль каждого из нас.

7. Рефлексия.

Выступление зам. директора по УВР Сахаровой Г.Г.

Цель: педсовета:

  • определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении.

  • создание условия для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;

 

  • формирование у членов педагогического совета следующие компетенции: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение определять критерии эффективности вариативных УМК; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок;

Задачи:

  1. Актуализировать представления о концептуальных

критериях компетентностного подхода в образовании

  1. Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях.

  2. Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся

  3. Выявить затруднения реализации компетентностного подхода в образовании и способы их решения

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». В соответствии с данной концепцией, в этом году  педагоги школы  начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина.
5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6) при необходимости разрешать  проблемы, при  разрешении конфликтов.
В журнале «Вестник образования» (2007, № 7) был опубликован проект профессионального стандарта педагогической деятельности. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности).
Одна из базовых компетентностей педагога - компетентность в педагогическом оценивании.

В качестве показателей оценки этой компетентности предложены следующие:
знание функций педагогической оценки,
знание видов педагогической оценки,
знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,
владение методами педагогического оценивания,
умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,
умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний
Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для заполнения или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Вряд ли ученика можно обучить компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.
В школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода.

На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам  предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы  в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

 

 

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

 

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

 

к - креативность…

о - организованность…

м -модернизация…

п - планирование…

е - единство…

т - толерантность…

е - единомышленники…

н - новизна…

т - творчество…

н - научность…

о - осведомлённость…

с - сотрудничество…

т - терпимость…

ь

 

 

 

Была предложена участникам педсовета следующая анкета (используя презентацию):

 

1. Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности ?

А) верно Б) неверно

 

2.2. Компетенцияпрактическая готовность к эффективной деятельности.

А) верно Б) неверно

3. Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.

А) верно Б) неверно

 

4. Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.

А) верно Б) неверно

5. Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе

А) верно Б) неверно

6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность обучающегося

А) верно Б) неверно

 

 

7. Образование - формирование опыта решения значимых для личности проблем с использованием имеющегося в культуре и социуме опыта.

А) верно Б) неверно

8. Образовательные компетенции – способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности

А) верно Б) неверно

 

9. Ключевые образовательные компетенции:

1. - Ценностно-смысловые компетенции;

2. – Общекультурные компетенции;

3. – Учебно-познавательные компетенции;

4.- Информационные компетенции;

5.- Коммуникативные компетенции;

6. – Социально-трудовые компетенции;

7 – Компетенции личностного самосовершенствования.

А) верно Б) неверно

 

10. Общепредметные компетентности – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета.

А) верно Б) неверно

 

11. Предметныеотносятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей

А) верно Б) неверно

 

12. Какая образовательная компетентность включает в себя:

  • знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки;

  • владение способами познания из разных источников;

  • умения действовать в нестандартных ситуациях;

  • умение критически оценивать разные интерпретации фактов;

  • владение методами познания, (измерения, вероятностными, статистическими методами)?

А) Компетенции личностного самосовершенствования

Б) Учебно-познавательные компетенции

Разобрав вопросы анкеты, перешли к характеристике ключевых образовательных компетентностей (используя презентацию).

 

1. Ценностно-смысловые компетенции

  • способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;

  • способности принимать человека, как высшую ценность;

  • способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение;

  • способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений;

  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

  • способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.

 

2. Общекультурные компетенции.

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

Опыт освоения учеником картины мира.

Владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательные компетенции

  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

  • Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;

  • Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

  • Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов;

  • Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.

4.Информационные компетенции

обеспечивают умения

самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи

  • реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир),

  • современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

5.Коммуникативные компетенции

1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;

2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;

3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением;

5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.

6. Социально-трудовые компетенции

Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах:

  • гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);

  • в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);

  • в сфере семейных отношений и обязанностей;

  • в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой);

  • в области профессионального самоопределения.

7.Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки:

  • Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

    • Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

  • Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

- Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Общепредметные и предметные компетенции

«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.) , путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.

Выводы:

  • Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

  • Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования

  • ( в том числе предметного обучения).

 

  • Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.

 

Выступление учителя начальных классов Камановой Н.В. по вопросу

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах. Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:

  • ориентация в пространстве;

  • умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;

  • работа в постоянном шуме;

  • поиск нужной информации;

  • использование листков индивидуального учёта;

  • умение переводить образ в слова и слова в образ.

Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга.

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики и др.

На уроках литературного чтения звучит диалог, живое общение, тренинги. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

  • игровые приёмы;

  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

  • рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

  • повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».

2. «Комплимент»

  • сказать комплимент литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»

  • введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку.

4. «Изменение сказочной развязки»

  • придумать другое окончание сказки, рассказа.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

  1. Ролевое чтение.

  2. Ролевые диалоги.

  3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения).

  4. Придумать разговор героев произведения по телефону.

  5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Уроки русского языка предполагают целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие.

В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.

 

Выступление учителя обществознания Халуевой В.А. по теме

Компетентностный подход в обучении обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся.

 

Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима целостная система работы учителя на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности.

Юному гражданину необходимо:

  • во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;

  • во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;

  • в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах общего образования и собственно жизнедеятельности, на уроках применяются активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, коммуникативную, познавательную, информационную и личностную активность школьников.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом учащиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

Проблемные вопросы, задаваемые на уроке, подталкивают учащихся высказывать свою точку зрения, вести диалог, рассуждать. Так же на уроке формируется социальная компетенция, дети получают представление о различных формах малых групп, о статусе человека в этих группах, представляют себя членами различных групп.

Учащиеся уже с 7 класса знают, что можно получить оценку, анализируя, оценивая или высказывая свою точку зрения по поводу просмотренных выпусков новостей или общественно – политических программ.

Одним из основных направлений в воспитательной работе школы является гражданско-патриотическое, но нельзя воспитать достойного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданско-правового воспитания и образования учащихся.

Показателями сформированности активной гражданской позиции будут являться:

  • интерес к общественно-политической жизни поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);

  • отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);

  • работа в органах ученического самоуправления;

  • успешная социализация учащихся после окончания школы.


Групповая работа:

Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы и какова роль каждого из нас.

Ответы участников педсовета:

Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы:

  • в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопрос, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни;

  • возрос поток информации, поэтому необходимо научить ученика выбирать необходимую информацию;

  • 21 век – век новейших технологий, больших требований, поэтому по – старому учить невозможно. Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовую информацию.

 

Какова роль каждого из нас:

  • научить детей учиться;

  • переход от ЗУНавской системы к системе деятельностной;

  • сформировать ключевые компетенции;

  • каждый из нас должен владеть современными педагогическими технологиями;

  • научить детей брать на себя ответственность в принятии решений;

  • совершенствование самого учителя.

 

7. Рефлексия.

  • . РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

  • Большой – для меня было важным и интересным…

  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • Мизинец – для меня было недостаточно

Ответы;

- Важным и интересным было «… узнать, что такое компетентностный подход в обучении, ключевые компетенции образования, работа в группах.»

- Получила конкретную информации «… о ключевых компетенциях Российского образования, что такое компетентность, компетенция»

- Было трудно «… трудно воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили»

- Оценка психологической атмосферы «… рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность»

- Недостаточно «… знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.»

Выступление Директора школы Вертипорох И.Г. по вопросу

 

 

 

Проект решения

  1. принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, проводимых специалистами по данному вопросу (в течение 2011года);

  2. Педсовету школы внести дополнения в системный анализ урока (январь 2011г.) с позиции компетентностного подхода к обучению.

  3. Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.

  4. .Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.

  5. .Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.

 

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент образования Вологодской области

Образовательный портал Вологодской области

Сайт поддержки ГИА в Вологодской области

Официальный интернет-портал правовой информации

 

Независимая оценка качества

  

 

Вверх